МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ "М У З Ы К А, К О Т О Р У Ю З Н А Ю Т В С Е"
В нашей школе искусств стало доброй традицией проведение музыкальных гостиных. Очередная встреча, которая прошла 31 октября в зале школы искусств с гостями называлась "Музыка, которую знают все» была посвящена музыке, которая знакома всем, музыке, услышав первые звуки которой мы говорим: «А я слышал эту мелодию».
В рамках гостиной взрослые вспомнили, а дети познакомились со знаменитыми произведениями великих композиторов 20 столетия:
Мишелем Леграном, создателем чудесной музыки к фильмам, проникающей прямиком в сердце. Его мелодии к лентам «Шербурские зонтики» и «Тегеран-43» прославили маэстро на всю планету. Юлия Сень рассказала о детских годах музыканта. Мишель Легран сочинил около 800 мелодий к 250 кинокартинам, подарил меломанам сотню авторских альбомов. Он сотрудничал с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром, Фрэнком Синатрой и Лайзой Минелли. В копилке звездного маэстро три «Оскара», пять «Грэмми». Восемь раз номинировался на «Золотой глобус» и трижды на «Сезар». Мелодия «Осенняя грусть» из «Шербурских зонтиков» превратилась в шлягер на все времена.
Одно из знаменитых произведений Мишеля Леграна «Мелодия» из кинофильма «Шербургские зонтики» - исполнила Юлия Сень на новом музыкальном инструменте Мелодика.
Как отмечают некоторые исследователи, со слов «Вдоль по Питерской» начиналась одноимённая старинная солдатская песня. Сама фраза стала крылатой и может использоваться в обиходной речи со значением «на виду у всех (пройти, проехать, пронестись)».
В разное время с песней «Вдоль по Питерской» выступали Фёдор Шаляпин, Сергей Лемешев, ансамбль им. Александров, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский. В фильме «Приходите завтра...» эту песню исполняет героиня Екатерины Савиновой — Фрося Бурлакова.
В своих мемуарах Ф. И. Шаляпин так отозвался о народной песне: «…не все грустно на бесконечных российских полянах <…>. А если это так, то как же не зарядиться на тройке и не запеть? Эх, вдоль по Питерской!..».
Русскую народную песню «Вдоль по Питерской» -исполнили Егор Полухин и Алексея Фролова.
Русский художник, живописец и скульптор Бори́с Фёдорович Шаля́пин (старший сын и третий из шести детей Фёдора Ивановича Шаляпина) писал портрет Сергея Рахманинова. Фрагмент из воспоминаний: «Однажды, когда мы так работали — Сергей Васильевич у рояля, а я у холста, — вдруг он остановился и сказал:
— Боря! Вот я вам сейчас проиграю одну польку в двух разных аранжировках, а вы мне скажите, какая вам больше нравится. Ну, слушайте. Сыграл первую, а затем вторую. Пристально на меня посмотрел и спросил:
— Ну, Боря, какая же вам больше нравится?
Я говорю:
— Сергей Васильевич! Я, может быть, ничего не понимаю и как-то боюсь вам ответить.
— Ничего, скажите, всё равно.
— Первая, — говорю.
А сам думаю: «Ну, попался, пропал», — и говорю тихим голосом:
— Мне кажется, Сергей Васильевич, что вторая аранжировка усложнена и перегружена разными украшениями, и поэтому, мне кажется, теряется сама суть мелодии и характер вещи, — а сам опять думаю: «Боже мой, боже мой, что же это я наговорил, да ещё и самому Рахманинову. Лучше было бы мне как-нибудь уклониться от этого ответа вообще».
— Верно, Боря, — говорит Сергей Васильевич.
— Сергей Васильевич! А почему вы меня спросили об этом?
— А, видите ли, Боря, эту польку сочинил мой отец, и первое, что я вам играл, есть оригинальная версия этой польки, а вторая — аранжировка — это уже моя переделка. Да! Оригинальное произведение, если оно хорошо сделано, то добавлять к нему — нечего.
Рахманинов «Полька» - исполнил шумовой оркестр группы РЭР «Фантазия».
Многие из тех, кто вырос в советское время, помнят, какими были детские песенки. В них пелось о дружбе, доброте и честности. Среди них были и грустные, и веселые. Но самое главное, для большинства живущих на постсоветском пространстве эти песни напоминают о счастливом и беззаботном детстве. Одной из таких является песня "Вместе весело шагать" . Впервые она прозвучала в фильме «И снова Анискин» еще в 1978 году. Исполнял ее Большой детский хор со своим главным солистом Димой Головым. Ее быстро подхватили по всему Советскому Союзу, и вот уже слова песни "Вместе весело шагать" звучали на детских утренниках и школьных вечерах. И это не случайность, а, скорее, закономерность. Авторами этого хита, как сказали бы в наше время, были настоящие мастодонты советской эстрады - Владимир Шаинский и Михаил Матусовский .
Уже не одно поколение детей выросло под звуки простой мелодии, а слова песни "Вместе весело шагать по просторам" стали народными. Скорее всего, именно незамысловатая мелодия и простые слова - секрет ее популярности. И действительно, все, кто слышал ее хотя бы однажды, обязательно ее напевали раз за разом. И так обстоит дело уже без малого 40 лет.
Музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского «Вместе весело шагать» - исполнил младший хор ДШИ.
Порой, мы даже не задумываемся о том, что широко известные и горячо любимые нами музыкальные произведения имеют подчас непростую историю и их появление окутывает множество тайн и загадок.
Одно из таких произведений знакомо буквально каждому из вас – это фортепианная пьеса Л. Бетховена «К Элизе».К слову сказать, что «Лунная соната» Бетховена вовсе не лунная и сам Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое название.
Так и фортепианную миниатюру «К Элизе» первоначально композитор озаглавил ее как Багатель No 25 ля минор, само название "Für Elise" было лишь подзаголовком.
Опубликована пьеса была в 1867 году, только спустя 40 лет после смерти самого Бетховена исследователем его творчества. Принято считать, что создано произведение было в 1810 году. Известно, что его обнаружил музыковед Людвиг Ноль, который занимался изучением биографии маэстро. На листочке виднелась загадочная надпись - посвящение некой Элизе от Л.В. Бетховена. Но кто эта таинственная незнакомка и какую роль она играла в жизни гения? На этот вопрос исследователи ищут ответ до сих пор. И каждая версия имеет право на существование .
Людвиг Ван Бетховин «К Элизе» - исполнила Ангелина Нерозникова.
О том, как началась работа над фильмом "Я шагаю по Москве", кинорежиссер Георгий Данелия вспоминал: «Пришел Гена Шпаликов и сказал, что придумал для меня классный сценарий. И рассказал: «Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается…" Данелии сцена понравилась, и они вместе со Шпаликовым стали писать сценарий. На главную мужскую роль пригласили 18-летнего Никиту Михалкова, а на женскую роль взяли Галину Польских.
Георгий Данелия в шутку утверждает, что именно он является основоположником жанра лирической комедии, а фильм "Я шагаю по Москве" стал первым произведением этого жанра: «В Госкино после просмотра нам опять сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это комедия», — сказали мы. «А почему не смешно?» «Потому что это лирическая комедия». «Тогда напишите, что лирическая». Мы написали. Так возник новый жанр — лирическая комедия».
И, конечно, мы легко узнаем одноименную песню из фильма.
Вот, что рассказывает об этом сам Георгий Данелия о создании песни:
«Музыку написал Андрей Петров. А стихи Геннадий Шпаликов сочинил в необычной обстановке.
В тот вечер киногруппа снимала памятник Маяковскому для сцены «Вечер. Засыпают памятники». Операторская группа с режиссёром залезли на крышу ресторана «София» и ждали «вечерний режим», когда небо станет темнее, чем фонари и свет в окнах.
Вдруг снизу донёсся крик: «Снимайте скорее, уже красиво!» Это был Геннадий Шпаликов.
— Ты слова сочинил? Нет?! Тогда сочиняй прямо сейчас! — крикнул с крыши Данелия.
— Сочинил! «Я шагаю по Москве, как шагают по доске»!
— Не пойдёт! Сочиняй новое.
— Сочинил! — завопил через некоторое время с тротуара Шпаликов. — «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу». Снимайте!
— По мелодии лучше «А я иду, шагаю по Москве»!
— Хорошо. «А я иду». Снимайте!
— Перед «А я» должно ещё что-то быть. Ещё куплет нужен!
— Говорил, не надо «А»! — расстроился Гена.»
Андрей Петров «Я шагаю по Москве» - исполнил Сергей Чесноков
Наверное, любой человек из поколения 70-х помнит задорный молодежный танц - летка-енка. Танец родился на снежных просторах Финляндии (в переводе – «ритм и качание»). После того, как пластинка с веселой песенкой увидела свет в далеком 1963 году, задорный ритм просто-напросто свел с ума любителей танцев из 92 стран, в том числе и огромное количество жителей СССР.
Если говорить об истории летки-енки, то она берет свое начало много лет назад, когда жители Финляндии жили в традиционных лапландских домиках. Именно тогда крестьяне придумали быстрый парный танец под названием енка или енкка.
В 1963 году известный финский композитор Рауно Лехтинен на основе старинной народной мелодии создал песенку, которая впоследствии и стала музыкальным сопровождением летки-енки. Одна из причин популярности этого танца стала простота его движений – в отличие от вальса или рок-н-ролла, исполнять его могли даже самые неуклюжие танцоры. Нужно было всего лишь выстроиться «паровозиком» друг за другом, и двигаться в такт музыке прыжками, выбрасывая при этом то одну, то другую ногу в разные стороны. Молодым людям очень нравилось то, что танец был настоящим олицетворением задора, непосредственности и жизнерадостности.
Раун Лехтинен «Летка-енка» - Исполнил дуэт Станислав Марахин и Нелли Собинова
Иногда взрослым людям удается найти такие слова для детей, которые раз и навсегда отвечают на самые важные вопросы. Вот и текст песни «Дорогою добра», написанный в 1983 году поэтом-песенником Юрием Энтиным для детского фильма «Приключения маленького Мука», представляет собой незаменимый набор нравственных ориентиров.
Уже несколько поколений выросло на жизненных принципах, которые содержат слова этой песни: тянуться к свету, беречь дружбу, уклоняться от искушений. Мудрость таких драгоценных советов просто невозможно переоценить.
Известный академик, учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: "Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека". Этому учит наших детей и песня "Дорогою добра" из кинофильма "Приключения маленького Мука" .
Музыка М. Минкова , сл. Ю. Энтина «Дорога добра» -исполнила Каткова Ярослава
Популярности, которая на протяжении многих десятилетий окружает песню «Подмосковные вечера», может позавидовать любое музыкальное произведение. Нетленный шедевр создан поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седовым еще в 1955 году.
Авторы сочиняли песню на даче в Комарово. Соловьев-Седой предложил взять за основу готовую мелодию двухгодичной давности, а Матусовский на скорую руку набросал слова. Так появилась на свет песня «Ленинградские вечера». Но поскольку звучать ей предстояло на фоне подмосковных кадров, то пришлось внести в текст соответствующие изменения.
Марк Бернес, которому предложили спеть «Подмосковные вечера», отказался, так как ему категорически не понравились слова композиции, о которых он выразился довольно прямо: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?».
В итоге, первым исполнителем песни стал актер Московского худтеатра Владимир Трошин. Студию радио слушатели завалили просьбами ставить ее в эфир снова и снова. Соловьев-Седой «Подмосковные вечера» - исполнил Сергей Чесноков
Одна из самых сказочных песен советского кино была написана для детского фильма. Интересно, что авантюрный детский экшн, в котором пионеры обезвреживают иностранного шпиона, в обилии советского детского кино потерялся. А вот песня, оторвавшись от него, вскоре стала популярнейшим хитом. С «Маленьким принцем» связана история творческого дуэта Микаэла Таривердиева и певицы Елены Камбуровой. В фильме песню исполнила именно она, и впоследствии «Маленький принц» считался ее визитной карточкой.
Окрыленные успехом, Камбурова с Таривердиевым готовили творческие планы, пока их не рассорил случай. Дело в том, что изначально Камбурову рассматривали, как основную вокалистку в готовящийся к съемкам фильм «Ирония судьбы или С легким паром». Но не сложилось. Обидевшись, певица разорвала отношения с композитором навсегда.
Конечно же, само название песни отсылает нас к источнику творческого вдохновения поэта Николая Добронравова, написавшего стихи к песне. Речь идет о бессмертной сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". В посвящении к книге есть замечательные слова: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". Может быть, поэтому такой щемящей нежностью, такой «тоской по детству» веет от самой песни: "Снится мне издавна, снится мне она...."
Микаэль Таривердиев «Маленький принц» - исполнила Арина Трайбер
Под небом Парижа. Эта песня была написана для фильма “Sous le ciel de Paris” (су лё сьель д(ё) Пари), вышедшего в 1951 год. Слова - Жан Дрежак. Музыка - Юбер Жиро. Она стала необычайно популярной и получила мировую известность, благодаря таким исполнителям, как Ив Монтан, Эдит Пиаф, Жюльетт Греко и т.д.
"Все, что сочинял Юбер - элегантно. Он не работал в рамках системы", - цитирует агентство слова Николетты, первой исполнительницы "Mamy Blue".
По-моему, песня не нуждается в подтверждениях ее гениальности
Ю. Жиро «Под небом Парижа» - исполнила Нелли Собинова
Есть песни, неподвластные времени, песни - ставшие символом детства у нескольких поколений людей. Одна из них «Прекрасное Далёко», которая впервые прозвучала по телевидению в 1985 году в конце пятой серии фильма «Гостья из будущего» и сразу же стала мега-хитом на многие годы.
Режиссёр Павел Арсенов, когда фильм был уже готов, предложил известному детскому поэту Юрию Энтину написать песню, которая будет исполняться в конце фильма в титрах. Поэт быстро написал стихи, которые, с одной стороны, несли философскую нагрузку, а с другой - были лирико-романтическими. Проникновенную музыку сочинил легендарный композитор Евгений Крылатов. Как он вспоминает о создании песни: «Написал легко: сел за рояль, да и написал. Меня вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт.».
Кстати, у песни есть один музыкальный секрет, который знают внимательные слушатели. В оригинальном тексте Юрия Энтина во втором куплете есть строчки:
"Слышу голос из Прекрасного Далёка,
Он зовёт меня не в райские края."...
Именно такие стихи звучали в фильме. Однако позже, по советским цензурным соображениям, во второй строке этого куплета песня исполнялась в изменённом виде: слова «Он зовёт меня не в райские края» заменили на «Он зовёт меня в чудесные края».
Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Прекрасное далеко » - для вас спола Арина Трайбер
Трогательную историю об отношении Сергея Рахманинова к известному произведению «Вокализ» рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн:
«Как-то раз мы с Пятигорским приехали, не условившись заранее, к Рахманинову домой - как всегда, около четырех часов дня. Пятигорский был с виолончелью, я - со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо - хозяин спит...». На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели ноты рахманиновского «Вокализа», который мы оба знали очень хорошо. Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» - тихо-тихо, в унисон, с разницей в октаву.
Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю и, тоже стоя, подыграл нам аккомпанемент - но как! Когда мы все доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты - со слезами на глазах...».
Сохранились воспоминания Анастасии Неждановой певицы, в которых она рассказывает об этом произведении: «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
С. Рахманинов «Вокализ» - исполнила Юлия Сень,концертмейстер Анастасия Пошвенчук
В копилке творчества П.И. Чайковского есть балет, который знают все – это «Лебединое озеро». В этом балете есть танец, который так же вам знаком – «Танец маленьких лебедей».
Принц Зигфрид во время охоты на берегу озера встречает девушек-лебедей. Среди них лебедь Одетта. Зигфрид и Одетта полюбили друг друга, а ее маленькие подружки танцуют старательно для них свой «Танец маленьких лебедей». Эта мелодия и легла в основу песни на слова Юрия Энтина.
Музыка П. Чайковского , сл. Ю. Энтина «Люблю балет» -исполнил старший хор ДШИ
В завершение музыкальной гостиной «Музыка, которую знают все» директор и ведущая мероприятия Юлия Сень поблагодарила участников и гостей за радость встречи в стенах школы искусств и пригласила на новогоднее мероприятие, которое будет посвящено этому празднику в декабре. Участники и гости смогли ознакомиться с выставкой книг "В мире музыки", представленной МКУК "Свердловсккая ЦРБ" и Центральной детской библиотекой имени Е.А. Благининой.
Полный фотоотчет о мероприятии по ссылке: Музыка, которую знают все.
Видео мероприятия по ссылке :
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ И ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА!
Свои отзывы и предложения вы можете оставить
в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ САЙТА!
Нет комментариев
Добавить комментарий