НОВОСТИ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ "МУЗЫКА ,КОТОРУЮ ЗНАЮТ ВСЕ"

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ "М У З Ы К А,  К О Т О Р У Ю   З Н А Ю Т   В С Е"

  В нашей школе искусств стало доброй традицией проведение музыкальных гостиных.  Очередная встреча, которая прошла 31 октября в зале школы искусств с гостями называлась "Музыка, которую знают все» была посвящена музыке, которая знакома всем, музыке, услышав первые звуки которой мы говорим: «А я слышал эту мелодию».

  В рамках гостиной взрослые вспомнили, а дети познакомились со знаменитыми произведениями великих композиторов 20 столетия:

   Мишелем Леграном, создателем чудесной музыки к фильмам, проникающей прямиком в сердце. Его мелодии к лентам «Шербурские зонтики» и «Тегеран-43» прославили маэстро на всю планету. Юлия Сень рассказала о детских годах музыканта. Мишель Легран сочинил около 800 мелодий к 250 кинокартинам, подарил меломанам сотню авторских альбомов. Он сотрудничал с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром, Фрэнком Синатрой и Лайзой Минелли. В копилке звездного маэстро три «Оскара», пять «Грэмми». Восемь раз номинировался на «Золотой глобус» и трижды на «Сезар». Мелодия «Осенняя грусть» из «Шербурских зонтиков» превратилась в шлягер на все времена.

Одно из знаменитых произведений  Мишеля  Леграна «Мелодия» из кинофильма «Шербургские зонтики» - исполнила Юлия Сень на новом музыкальном инструменте Мелодика.

   Как отмечают некоторые исследователи, со слов «Вдоль по Питерской» начиналась одноимённая старинная солдатская песня. Сама фраза стала крылатой и может использоваться в обиходной речи со значением «на виду у всех (пройти, проехать, пронестись)».

В разное время с песней «Вдоль по Питерской» выступали Фёдор Шаляпин, Сергей Лемешев, ансамбль им. Александров, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский. В фильме «Приходите завтра...» эту песню исполняет героиня Екатерины Савиновой — Фрося Бурлакова.

В своих мемуарах Ф. И. Шаляпин так отозвался о народной песне: «…не все грустно на бесконечных российских полянах <…>. А если это так, то как же не зарядиться на тройке и не запеть? Эх, вдоль по Питерской!..».

         Русскую народную песню «Вдоль по Питерской» -исполнили Егор Полухин и Алексея Фролова.

                                                
















Русский художник, живописец и скульптор Бори́с Фёдорович Шаля́пин  (старший сын и третий из шести детей Фёдора Ивановича Шаляпина) писал портрет Сергея Рахманинова.  Фрагмент из воспоминаний: «Однажды, когда мы так работали — Сергей Васильевич у рояля, а я у холста, — вдруг он остановился и сказал:

— Боря! Вот я вам сейчас проиграю одну польку в двух разных аранжировках, а вы мне скажите, какая вам больше нравится. Ну, слушайте. Сыграл первую, а затем вторую. Пристально на меня посмотрел и спросил:

— Ну, Боря, какая же вам больше нравится?

Я говорю:

— Сергей Васильевич! Я, может быть, ничего не понимаю и как-то боюсь вам ответить.

— Ничего, скажите, всё равно.

— Первая, — говорю.

А сам думаю: «Ну, попался, пропал», — и говорю тихим голосом:

— Мне кажется, Сергей Васильевич, что вторая аранжировка усложнена и перегружена разными украшениями, и поэтому, мне кажется, теряется сама суть мелодии и характер вещи, — а сам опять думаю: «Боже мой, боже мой, что же это я наговорил, да ещё и самому Рахманинову. Лучше было бы мне как-нибудь уклониться от этого ответа вообще».

— Верно, Боря, — говорит Сергей Васильевич.

— Сергей Васильевич! А почему вы меня спросили об этом?

— А, видите ли, Боря, эту польку сочинил мой отец, и первое, что я вам играл, есть оригинальная версия этой польки, а вторая — аранжировка — это уже моя переделка. Да! Оригинальное произведение, если оно хорошо сделано, то добавлять к нему — нечего.

        Рахманинов  «Полька» - исполнил шумовой оркестр группы РЭР «Фантазия». 

Многие из тех, кто вырос в советское время, помнят, какими были детские песенки. В них пелось о дружбе, доброте и честности. Среди них были и грустные, и веселые. Но самое главное, для большинства живущих на постсоветском пространстве эти песни напоминают о счастливом и беззаботном детстве. Одной из таких является песня "Вместе весело шагать" . Впервые она прозвучала в фильме «И снова  Анискин» еще в 1978 году. Исполнял ее Большой детский хор со своим главным солистом Димой Головым. Ее быстро подхватили по всему Советскому Союзу, и вот уже слова песни "Вместе весело шагать" звучали на детских утренниках и школьных вечерах. И это не случайность, а, скорее, закономерность. Авторами этого хита, как сказали бы в наше время, были настоящие мастодонты советской эстрады - Владимир Шаинский и Михаил Матусовский .

Уже не одно поколение детей выросло под звуки простой мелодии, а слова песни "Вместе весело шагать по просторам" стали народными. Скорее всего, именно незамысловатая мелодия и простые слова - секрет ее популярности. И действительно, все, кто слышал ее хотя бы однажды, обязательно ее напевали раз за разом. И так обстоит дело уже без малого 40 лет.

   Музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского «Вместе весело шагать» - исполнил младший хор ДШИ.

Порой, мы даже не задумываемся о том, что широко известные и горячо любимые нами музыкальные произведения имеют подчас непростую историю и их появление окутывает множество тайн и загадок.

Одно из таких произведений знакомо буквально каждому из вас – это фортепианная пьеса Л. Бетховена «К Элизе».К слову сказать, что «Лунная соната» Бетховена вовсе не лунная и сам Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое название.

Так и фортепианную миниатюру «К Элизе» первоначально композитор озаглавил ее как Багатель No 25 ля минор, само название "Für Elise" было лишь подзаголовком.

Опубликована пьеса была в 1867 году, только спустя 40 лет после смерти самого Бетховена исследователем его творчества. Принято считать, что создано произведение было в 1810 году. Известно, что его обнаружил музыковед Людвиг Ноль, который занимался изучением биографии маэстро. На листочке виднелась загадочная надпись - посвящение некой Элизе от Л.В. Бетховена. Но кто эта таинственная незнакомка и какую роль она играла в жизни гения? На этот вопрос исследователи ищут ответ до сих пор. И каждая версия имеет право на существование .

     Людвиг Ван Бетховин «К Элизе» - исполнила Ангелина Нерозникова.

О том, как началась работа над фильмом "Я шагаю по Москве", кинорежиссер Георгий Данелия вспоминал: «Пришел Гена Шпаликов и сказал, что придумал для меня классный сценарий. И рассказал: «Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается…"   Данелии сцена понравилась, и они вместе со Шпаликовым стали писать сценарий. На главную мужскую роль пригласили  18-летнего Никиту Михалкова, а на женскую роль взяли Галину Польских.

Георгий Данелия в шутку утверждает, что именно он является основоположником жанра лирической комедии, а фильм "Я шагаю по Москве" стал первым произведением этого жанра: «В Госкино после просмотра нам опять сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это комедия», — сказали мы. «А почему не смешно?» «Потому что это лирическая комедия». «Тогда напишите, что лирическая». Мы написали. Так возник новый жанр — лирическая комедия».

И, конечно, мы легко узнаем одноименную песню из фильма.

Вот, что рассказывает об этом сам Георгий Данелия о создании песни:

«Музыку написал Андрей Петров. А стихи Геннадий Шпаликов сочинил в необычной обстановке.

В тот вечер киногруппа снимала памятник Маяковскому для сцены «Вечер. Засыпают памятники». Операторская группа с режиссёром залезли на крышу ресторана «София» и ждали «вечерний режим», когда небо станет темнее, чем фонари и свет в окнах.

Вдруг снизу донёсся крик: «Снимайте скорее, уже красиво!» Это был Геннадий Шпаликов.

— Ты слова сочинил? Нет?! Тогда сочиняй прямо сейчас! — крикнул с крыши Данелия.

— Сочинил! «Я шагаю по Москве, как шагают по доске»!

— Не пойдёт! Сочиняй новое.

— Сочинил! — завопил через некоторое время с тротуара Шпаликов. — «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу». Снимайте!

— По мелодии лучше «А я иду, шагаю по Москве»!

— Хорошо. «А я иду». Снимайте!

— Перед «А я» должно ещё что-то быть. Ещё куплет нужен!

— Говорил, не надо «А»! — расстроился Гена.»


     Андрей Петров  «Я шагаю по Москве» - исполнил Сергей Чесноков

Наверное, любой человек из поколения 70-х помнит задорный молодежный танц - летка-енка. Танец родился на снежных просторах Финляндии (в переводе – «ритм и качание»). После того, как пластинка с веселой песенкой увидела свет в далеком 1963 году, задорный ритм просто-напросто свел с ума любителей танцев из 92 стран, в том числе и огромное количество жителей СССР.

Если говорить об истории летки-енки, то она берет свое начало много лет назад, когда жители Финляндии жили в традиционных лапландских домиках. Именно тогда крестьяне придумали быстрый парный танец под названием енка или енкка.

В 1963 году известный финский композитор Рауно Лехтинен на основе старинной народной мелодии создал песенку, которая впоследствии и стала музыкальным сопровождением летки-енки. Одна из причин популярности этого танца стала простота его движений – в отличие от вальса или рок-н-ролла, исполнять его могли даже самые неуклюжие танцоры. Нужно было всего лишь выстроиться «паровозиком» друг за другом, и двигаться в такт музыке прыжками, выбрасывая при этом то одну, то другую ногу в разные стороны. Молодым людям очень нравилось то, что танец был настоящим олицетворением задора, непосредственности и жизнерадостности.

     Раун Лехтинен  «Летка-енка» - Исполнил дуэт Станислав Марахин и Нелли Собинова

Иногда взрослым людям удается найти такие слова для детей, которые раз и навсегда отвечают на самые важные вопросы. Вот и текст песни «Дорогою добра», написанный в 1983 году поэтом-песенником Юрием Энтиным для детского фильма «Приключения маленького Мука», представляет собой незаменимый набор нравственных ориентиров.

Уже несколько поколений выросло на жизненных принципах, которые содержат слова этой песни: тянуться к свету, беречь дружбу, уклоняться от искушений. Мудрость таких драгоценных советов просто невозможно переоценить.

Известный академик, учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: "Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека". Этому учит наших детей и песня "Дорогою добра"  из кинофильма "Приключения маленького Мука" .

 Музыка М. Минкова , сл. Ю. Энтина  «Дорога добра» -исполнила Каткова Ярослава

Популярности, которая на протяжении многих десятилетий окружает песню «Подмосковные вечера», может позавидовать любое музыкальное произведение. Нетленный шедевр создан поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седовым еще в 1955 году.

Авторы сочиняли песню на даче в Комарово. Соловьев-Седой предложил взять за основу готовую мелодию двухгодичной давности, а Матусовский на скорую руку набросал слова. Так появилась на свет песня «Ленинградские вечера». Но поскольку звучать ей предстояло на фоне подмосковных кадров, то пришлось внести в текст соответствующие изменения.

Марк Бернес, которому предложили спеть «Подмосковные вечера», отказался, так как ему категорически не понравились слова композиции, о которых он выразился довольно прямо: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?».

В итоге, первым исполнителем песни стал актер Московского худтеатра Владимир Трошин. Студию радио слушатели завалили просьбами ставить ее в эфир снова и снова. Соловьев-Седой  «Подмосковные вечера» - исполнил Сергей Чесноков

     Одна из самых сказочных песен советского кино была написана для детского фильма. Интересно, что авантюрный детский экшн, в котором пионеры обезвреживают иностранного шпиона, в обилии советского детского кино потерялся. А вот песня, оторвавшись от него, вскоре стала популярнейшим хитом. С «Маленьким принцем» связана история творческого дуэта Микаэла Таривердиева и певицы Елены Камбуровой. В фильме песню исполнила именно она, и впоследствии «Маленький принц» считался ее визитной карточкой.

Окрыленные успехом, Камбурова с Таривердиевым готовили творческие планы, пока их не рассорил случай. Дело в том, что изначально Камбурову рассматривали, как основную вокалистку в готовящийся к съемкам фильм «Ирония судьбы или С легким паром». Но не сложилось. Обидевшись, певица разорвала отношения с композитором навсегда.  

           Конечно же, само название песни отсылает нас к источнику  творческого вдохновения поэта Николая Добронравова,  написавшего стихи к песне. Речь идет о бессмертной сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери  "Маленький принц". В посвящении к книге есть замечательные слова:  "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало  кто из них об этом помнит".  Может быть, поэтому такой щемящей нежностью, такой  «тоской по детству»  веет от самой песни: "Снится мне издавна, снится мне она...."

Микаэль Таривердиев  «Маленький принц» - исполнила Арина Трайбер

Под небом Парижа.  Эта песня была написана для фильма “Sous le ciel de Paris” (су лё сьель д(ё) Пари),  вышедшего в 1951 год. Слова - Жан Дрежак. Музыка - Юбер Жиро. Она стала необычайно популярной и получила мировую известность, благодаря таким исполнителям, как Ив Монтан, Эдит Пиаф, Жюльетт Греко и т.д.

"Все, что сочинял Юбер - элегантно. Он не работал в рамках системы", - цитирует агентство слова Николетты, первой исполнительницы "Mamy Blue".

По-моему, песня не нуждается в подтверждениях ее гениальности

      Ю. Жиро  «Под небом Парижа» - исполнила Нелли Собинова

Есть песни, неподвластные времени, песни - ставшие символом детства у нескольких поколений людей. Одна из них «Прекрасное Далёко», которая впервые прозвучала по телевидению в 1985 году в конце пятой серии фильма «Гостья из будущего» и сразу же стала мега-хитом на многие годы.

         Режиссёр Павел Арсенов, когда фильм был уже готов, предложил известному детскому поэту Юрию Энтину написать песню, которая будет исполняться в конце фильма в титрах. Поэт быстро написал стихи, которые, с одной стороны, несли философскую нагрузку, а с другой - были лирико-романтическими. Проникновенную музыку сочинил легендарный композитор Евгений Крылатов. Как он вспоминает о создании песни: «Написал легко: сел за рояль, да и написал. Меня вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт.».

Кстати, у песни есть один музыкальный секрет, который знают внимательные слушатели. В оригинальном тексте Юрия Энтина во втором куплете есть строчки:

"Слышу голос из Прекрасного Далёка,

            Он зовёт меня не в райские края."...

Именно такие стихи звучали в фильме. Однако позже, по советским цензурным соображениям, во второй строке этого куплета песня исполнялась в изменённом виде: слова «Он зовёт меня не в райские края» заменили на «Он зовёт меня в чудесные края».

   Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина  «Прекрасное далеко » - для вас спола Арина Трайбер

Трогательную историю об отношении Сергея Рахманинова к известному произведению «Вокализ» рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн:

«Как-то раз мы с Пятигорским приехали, не условившись заранее, к Рахманинову домой - как всегда, около четырех часов дня. Пятигорский был с виолончелью, я - со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо - хозяин спит...». На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели ноты рахманиновского «Вокализа», который мы оба знали очень хорошо. Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» - тихо-тихо, в унисон, с разницей в октаву.

Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю и, тоже стоя, подыграл нам аккомпанемент - но как! Когда мы все доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты - со слезами на глазах...».

Сохранились воспоминания Анастасии Неждановой певицы, в которых она рассказывает об этом произведении: «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:

           - Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.

 С. Рахманинов  «Вокализ» - исполнила Юлия Сень,концертмейстер Анастасия Пошвенчук

В копилке творчества П.И. Чайковского есть балет, который знают все – это «Лебединое озеро». В этом балете есть танец, который так же вам знаком – «Танец маленьких лебедей».

Принц Зигфрид во время охоты на берегу озера встречает девушек-лебедей. Среди них лебедь Одетта. Зигфрид и Одетта полюбили друг друга, а ее маленькие подружки танцуют старательно для них свой «Танец маленьких лебедей». Эта мелодия и легла в основу песни на слова Юрия Энтина.

  Музыка П. Чайковского , сл. Ю. Энтина  «Люблю балет» -исполнил старший хор ДШИ

     В завершение музыкальной гостиной «Музыка, которую знают все» директор и ведущая мероприятия Юлия Сень поблагодарила участников и гостей за радость встречи в стенах школы искусств  и пригласила на новогоднее мероприятие, которое будет посвящено этому празднику в декабре. Участники и гости смогли ознакомиться с выставкой книг "В мире музыки", представленной МКУК "Свердловсккая ЦРБ" и Центральной детской библиотекой имени Е.А. Благининой.


 Полный фотоотчет о мероприятии по ссылке: Музыка, которую знают все.

Видео мероприятия по ссылке : 


УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ И ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА!

Свои отзывы и предложения вы можете оставить

в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ САЙТА!

Нет комментариев

Добавить комментарий